?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперёд

Алюминий присутствует в нашей жизни всего лишь около полутора веков, но и за этот короткий срок успел пройти путь от декоративного металла, любимца ювелиров, до материала, позволяющего нам передвигаться быстрее, жить в тепле и уюте, пользоваться всеми благам современности и познавать миры вокруг.

Алюминий – самый распространенный металл на Земле, его доля в земной коре составляет до 8,8%. Однако алюминиевых рудников в природе не существует. Благодаря своей химической активности алюминий практически не встречается в свободном виде — для промышленного производства подходят лишь немногие из содержащих его минералов и горных пород.

В этом посте я расскажу, как производят алюминий на одном из крупнейших алюминиевых заводов мира.

1. Алюминиевое производство на КрАЗ

Сущесвует легенда, которая гласит, что однажды к римскому императору Тиберию (42 год до н. э. — 37 год н. э.) пришёл ювелир с металлической, небьющейся обеденной тарелкой, изготовленной якобы из глинозёма (Al2O3). Тарелка была очень светлой и блестела, как серебро. По всем признакам она должна быть алюминиевой. При этом ювелир утверждал, что только он и боги знают, как получить этот металл из глины. Тиберий, опасаясь, что металл из легкодоступной глины может обесценить золото и серебро, приказал на всякий случай отрубить ювелиру голову.

Лишь почти через 2000 лет после Тиберия, в 1825 году, датский физик Ганс Христиан Эрстед получил несколько миллиграммов металлического алюминия, а в 1827 году Фридрих Вёлер смог выделить крупинки алюминия, которые, однако, на воздухе немедленно покрывались тончайшей пленкой оксида алюминия.

Дальше Анри Сент-Клер Девиль, исследования которого финансировал Наполеон III, придумал первый способ промышленного получения алюминия и получил первый слиток массой около 7 кг. Девиль начал производство алюминия на заводе братьев Тиссье в Руане. За сутки завод производил два килограмма алюминия. В 1857 году килограмм этого металла стоил 300 франков. В те годы комнату на месяц в Париже можно было снять за 20 франков.

Начало современному способу производства алюминия положил метод, изобретённый почти одновременно в 1886 году Чарльзом Холлом в США и Полем Эру во Франции и основанный на получении алюминия электролизом глинозема, растворённого в расплавленном криолите. С тех пор, в связи с улучшением электротехники, производство алюминия совершенствовалось. Заметный вклад в развитие производства глинозема внесли русские учёные К. И. Байер, Д. А. Пеняков, А. Н. Кузнецов, Е. И. Жуковский, А. А. Яковкин и др.

2. Электролизеры, работающие по технологии экологического Содерберга

Датой рождения алюминиевой промышленности России считается 14 мая 1932 года, когда на Волховском заводе в Ленинградской области была получена первая партия металла. Через год первую продукцию выпустил Днепровский алюминиевый завод на Украине. .... Дабы не конспектировать текст, я советую почитать на сайте РУСАЛа историю российской алюминиевой промышленности.

3. С помощью вакуумного ковша забирают алюминий из электролизера

На данный момент лидером мировой алюминиевой отрасли является РУСАЛ (Объединенная компания «Российский алюминий»). Продукция экспортируется клиентам в 70 странах мира. В состав компании входят предприятия по добыче бокситов и нефелиновый руды, производству глинозема, алюминия, сплавов, фольги и упаковочных материалов на ее основе, а также энергоактивы. На долю Объединенной компании приходится около 12,5% мирового рынка алюминия и 16% глинозема, что обеспечивается производственными мощностями, позволяющими производить 3,9 млнтонн алюминия и 10,6 млнтонн глинозема в год. Компания создана в марте 2007 года в результате объединения РУСАЛа, СУАЛа и глиноземных активов Glencore. В UC RUSAL работает 100 000 человек. Объединенная компания присутствует в 17 странах мира на 5 континентах.

Красноярский алюминиевый завод как раз принадлежит РУСАЛу. КрАЗ - второй крупнейший производитель алюминия в мире, а также основная площадка для опытной эксплуатации и внедрения инновационных разработок РУСАЛа. Производственная мощность КрАЗа - 1 млн тонн алюминия в год (около 24% российского и 2,4% мирового производства алюминия). В производственный комлпекс завода входят 25 корпусов электролиза (2233 электролизера), 3 литейных отделения и отделение производства анодной массы.

4. В 2011 году КрАЗ произвел алюминия больше, чем БрАЗ, который является самым крупным производителем алюминия в мире

Производство алюминия является исключительно энергоемким. Поэтому алюминиевые заводы преимущественно строят в регионах, где есть свободной доступ к мощным источникам электроэнергии. В нашем случае этим источником является Красноярская ГЭС, установленная мощность которой 6000 МВт. Сегодня это самая мощная ГЭС в России (до тех пор, пока СШГЭС находится на реконструкции). Красноярский алюминиевый завод потребляет около 70% от общего объема производимой ГЭС электроэнергии.

5. Электролизная ванна, где производится алюминий

Алюминий производят из глинозёма, который в свою очередь извлекается преимущественно из бокситов (иногда из нефелиновых руд), запасы которых на Земле практически безграничны. Т.е. на КрАЗе мы можем видеть только заключительный этап производства - восстановление алюминия процессом Холла-Эру. Он основан на следующем принципе: при электролизе раствора глинозема в расплавленном криолите (Na3AlF6) выделяется алюминий. Дно электролизной ванны служит катодом, а угольные бруски, погруженные в криолит — анодами. Под раствором криолита с 3-5% глинозема осаждается расплавленный алюминий. При этом температура процесса достигает 955° С, что значительно выше температуры плавления самого металла — 660° С.

Расстояние между анодом и катодом 5.5 - 6.5 см, это так называемый межполюсный зазор, именно там и происходит реакция восстановления алюминия.

6. Вакуумные ковши могут забрать за один раз от 3 до 5 тонн горячего металла

На КрАЗе в 2004-2009 годах была осуществлена модернизация, которая позволила значительно повысить эффективность работы и снизить объем удельных выбросов вредных веществ. Сейчас проходит второй этап модернизации, который заключается в поэтапном переводе мощностей предприятия на технологию «Экологичный Содерберг», так же позволяющую существенно снизить воздействие на окружающую среду.

Все электролизеры Содерберга оборудовали системой АПГ (автоматическая подача глинозёма в электролизер), это повысило автоматизацию производственного процесса и улучшило экологическую обстановку в корпусах. Так же установили систему сухой очистки газов, которая обеспечила максимальный уровнень улавливания фторидов – до 99%.

7. Суточная производительность завода 2725 тонн


8. На КрАЗе введен в работу единственный в России корпус с электролизерами АВЧ (производство алюминия высокой чистоты).


9. Чистота сверхчистого металла - 99,996%. Он используется в производстве компьютерных жестких дисков, мобильных телефонов и другой электронной техники, а также в аэрокосмической и оборонной промышленностях. Основные поставки этого алюминия с КрАЗа идут в Азию, Японию, США.


10. Напряжение, подаваемое на электролизер всего лишь 4.5 V, но сила тока огромная - 174300 A


11. Если в корпусах Содерберга получение алюминия происходит из глинозёма, то в корпусе АВЧ исходным сырьем является более грязный алюминий. Проще говоря, технический алюминий проходит вторичную очистку, что делает его сверхчистым. Производительность одного электролизера АВЧ - 600 кг\сутки


12. КрАЗ является единственным в мире заводом, где используется сразу три технологии производства алюминия - электролизеры Содерберга, АВЧ и электролизеры с обоженными анодами.


13. В отличие от электролизеров, работающих по технологии Содерберга, технология производства алюминия с использованием заранее обожженных анодов характеризуется меньшими затратами на электроэнергию и влиянием на окружающую среду.


14. У каждого корпуса КрАЗа есть сложное газоочистное оборудование, установленное в рамках первого этапа экологической модернизации.


15. Эффективность улавливания газоочистками вредных веществ – 99,9%.


16.


17. Я уже писал выше, что в производственный комплекс КрАЗа входит 3 литейных отделения. Ниже фотографии с литейного отделения №3, в котором помимо всего делают самые длинные алюминиевые слитки в мире.


18. Миксер на 100 тонн металла, в котором идет приготовление сплавов. Миксер по сути - это большая кастрюля, в которую помимо первичного металла добавляются необходимые ингредиенты – легирующие материалы. В результате получается высококачественный алюминиевый сплав.


19. Температура металла в миксере более 800 градусов


20.


21. Заливка металла в миксер


22. КрАЗ заточен на выпуск высокотехнологичной продукции. К примеру, завод сейчас развивает производство так называемых плоских слитков. Они широко востребованы рынком упаковочных материалов, нужны для производства литографических пластин и кузовных панелей легковых автомобилей.

В рамках программы модернизации в литейном отделении предприятия заработал уникальный литейный агрегат, который стал выпускать слитки двойной длины – до 11,5 м. Изготовленные на нем сплавы теперь используются в производстве фольги. Причем, это слитки-рекордсмены. Такие длинные алюминиевые слитки не выпускал еще ни один завод мира.


23. В 2012 году завод предложил новую продукцию лидерам мирового автопрома. К примеру, японские концерны Тойота и Мицубиси заказали сплавы, чтобы повысить эксплуатационные свойства своих легковых автомобилей. Кразовцы предложили металл, обеспечивающий элементам двигателя и колесным дискам и прочность, и пластичность. Усовершенствованные сплавы для производства фольги заказали известные европейские прокатные компании – Novelis и Hydro.


24.


25.


26.


На этом всё. Спасибо пресс-службе КрАЗа за интересную экскурсию по заводу.

Comments

( 47 комментариев — Написать комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
dimas1k
28 янв, 2013 12:08 (UTC)
как всегда круто! с рук или на штативе?:)
dedmaxopka
28 янв, 2013 12:11 (UTC)
Спасибо!

В основном с рук, во времени были ограничены.
(без темы) - ralphmirebs - 29 янв, 2013 05:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dedmaxopka - 29 янв, 2013 08:52 (UTC) - Развернуть
feelek
28 янв, 2013 12:17 (UTC)
Круто! Я тоже на неделе выложу репортаж. Долго пытался вникнуть что к чему, вижу ты тоже тех же источников гору перечитал :) Кстати на 2 фото разве экологичный Содерберг?
dedmaxopka
28 янв, 2013 12:22 (UTC)
Далеко за источниками идти не надо, много информации об алюминие и его производстве выложено на сайте РУСАЛа.

Вроде он, вроде экологичный.
(без темы) - feelek - 28 янв, 2013 12:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dedmaxopka - 29 янв, 2013 08:52 (UTC) - Развернуть
smitsmitty
28 янв, 2013 12:23 (UTC)
Классный фоторепортаж!
simsun
28 янв, 2013 12:29 (UTC)
Спасибо!
Отдельный респект за указание электрических параметров ячейки - тока и напряжения, пойду гуглить чем выпрямляют..)
sevasat
28 янв, 2013 13:26 (UTC)
Раньше вроде электромашинные были, как сейчас - не знаю, но полупроводники на такие параметры будут зело сложными и дорогими, и не факт что более эффективными.
(без темы) - simsun - 28 янв, 2013 14:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sevasat - 28 янв, 2013 14:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - simsun - 28 янв, 2013 16:00 (UTC) - Развернуть
muph
28 янв, 2013 12:50 (UTC)
интересное решение подсветки цехов (с точки зрения фотографии) - подсветка лампами с различной цветовой температурой. совпадение ли осмысленный шаг? (фото 12 например)
gpaull
28 янв, 2013 15:18 (UTC)
Какие лапмы у электриков были, те и вкрутили, без всякого умысла. Инфа 146%! =)
(без темы) - muph - 28 янв, 2013 15:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gpaull - 30 янв, 2013 00:37 (UTC) - Развернуть
beegg
28 янв, 2013 13:07 (UTC)
вот это масштаб! вот это завод! спасибо за экскурсию!
beegg
28 янв, 2013 13:11 (UTC)
завод по производству жидкого терминатора.
utroot
28 янв, 2013 13:12 (UTC)
сколько весит такой слиток ? и какая ориентировочная стоимость ?
dedmaxopka
29 янв, 2013 08:52 (UTC)
11-метровый слиток весит 39 т. Стоимость можно посчитать исходя из текущих цен на LME. Цена на сегодня 2042,5 долл/т, соответственно 39-тонный слиток стоит 79 657,5 долларов

Так, просто для примера: сейчас для производства авиалайнера Боинг 747-400 требуется 75 т алюминия, соответственно нужно чуть меньше двух таких слитков
(без темы) - utroot - 29 янв, 2013 11:38 (UTC) - Развернуть
bronetractor
28 янв, 2013 13:12 (UTC)
Как приятно смотреть, что в нашей стране хоть что-то еще работает. пускай и на экспорт.
Спасибо.
sevasat
28 янв, 2013 13:27 (UTC)
Как всегда - супер. Спасибо.
russos
28 янв, 2013 14:08 (UTC)
Очень круто!
gpaull
28 янв, 2013 15:15 (UTC)
Интересный репортаж! Тольк электолизеры перепутаны, те, что вначале (в т.ч. фото 5 и 6 ) - со стальными анодными штырями, а не с уголными брусками, как написано, а вот те, что на фото 12 и 13, по ходу, и есть электролизеры Содельберга. =)
И ещё, по состоянию на 2012 год, Братская ГЭС является самым крупным производителем гидро­электроэнергии в России. =)

Edited at 2013-01-28 15:16 (UTC)
dedmaxopka
28 янв, 2013 15:23 (UTC)
Насчет электролизеров уточню, если правда перепутал, исправлю.

Касаемо Братской ГЭС, возможно в 2012 году она и выработала больше электроэнергии, чем любая другая Российская ГЭС, но я писал о мощности. Братская ГЭС уступает Красноярской на 1500 МВт.
(без темы) - gpaull - 28 янв, 2013 15:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dedmaxopka - 29 янв, 2013 08:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gpaull - 29 янв, 2013 15:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dedmaxopka - 30 янв, 2013 04:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gpaull - 30 янв, 2013 14:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gpaull - 30 янв, 2013 14:41 (UTC) - Развернуть
silent_koma
28 янв, 2013 20:01 (UTC)
Очень интересно. Спасибо!!!
kpy4ok
29 янв, 2013 05:43 (UTC)
Есть на что посмотреть!
Спасибо!
andrey_larin
29 янв, 2013 06:23 (UTC)
Едрить, жаром там наверное пышет просто адски!
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 47 комментариев — Написать комментарий )